Статья от Анжелика Лештанова.

Психолог, гештальт-терапевт, оргконсультант
Психологическая поддержка и консультирование
танцоров-спортсменов, их родителей. Работа с танцевальной парой – поиск наилучшей формы отношений. Психологические тренинги для танцевальных коллективов. 

Тел.: (097) 386 52 82,
(050) 071 48 36
psy_lav@mail.ru

 

Статья 1

Известно, что и танцору, и тренеру в процессе спортивной танцевальной деятельности приходится испытывать на себе психологические нагрузки различной интенсивности. Это и проблемные ситуации, требующие незамедлительного решения в условиях достаточного напряжения и концентрации психологических сил и энергии, и переживание ответственности за свою деятельность. У танцоров и тренеров роли и задачи разные. Однако ясно, что и те, и другие являются элементами огромной системы под названием танцевальный мир. Успех танцора – это и успех его тренера, а здоровье и благополучие тренера – это залог успешности танцора. Возможно ли что-то предпринять, чтобы взаимодействие всех элементов данной системы приносило не только радость и удовлетворение от побед, удовольствие от самого процесса работы и самореализации в творчестве, но и помогало достигать необходимых результатов с наименьшими эмоциональными потерями?
На мой взгляд, успешными почувствовать себя танцоры смогут лишь в том случае, если будут доверять своим руководителям, а также будут иметь возможность опереться на них в своей танцевальной, спортивной, профессиональной карьере. А тренера со своей стороны, своим поведением и отношением, должны сделать всё от них зависящее и возможное, чтобы обрести доверие своих учеников. 

Статья 2

Однажды ко мне за консультацией обратилась мама девочки-танцора. Она была обеспокоена и встревожена тем, что дочь отказывается заниматься танцами. Спортивными бальными танцами девочка занималась с 7 лет, показывала хорошие результаты на турнирах, однако по настоянию родителей танцевала с партнёром, который ей не нравился. В настоящий момент одна. В пару становиться не желает. Мама огорчена и расстроена. Боится, что дочь потеряет время и форму. Дочь не начинает поиски нового партнёра, предложения тренера и родителей отвергает. Все попытки матери убедить дочь продолжить занятия терпят фиаско. 

Первое, что я могла рекомендовать матери, так это не давить на дочь и не настаивать. Ведь известно, что излишнее давление вызывает ещё большее сопротивление. Я дала понять матери, что понимаю её переживания, связанные с тем, что она затратила немало усилий на построение танцевальной карьеры дочери и сейчас рушились её ожидания. Когда мать говорила о своей дочери, у меня сложилось впечатление, что ребёнку лет десять. Я задала уточняющий вопрос. Оказалось, шестнадцать! Несоответствие реального возраста дочери тому, как её воспринимала и как говорила о ней мать, стали для меня определяющими при консультировании. Одна из задач работы психолога – как раз и выявлять подобные несоответствия и делать неосознаваемое осознанным. И осознания чаще всего бывает достаточно, чтобы ситуация, ранее казавшаяся клиенту сложной и безвыходной, начала приобретать иные смыслы, начала изменяться и у клиента появились ресурсы для её разрешения. 

16-ти летняя девушка – это уже не ребёнок, который будет во всем согласен со своими родителями. И протест здесь – здоровая реакция взросления против излишнего контроля со стороны родителей. И если ранее дочь моей клиентки по настоянию родителей танцевала в паре с партнёром, который ей не нравился, то сейчас она своим поведением, а именно, отказом, сигналит родителям, что имеет своё собственное мнение и, возможно, другое желание, отличное от желаний её родителей. Если мать ослабит давление на дочь, у той появиться возможность осознать собственное желание, продолжать ли заниматься спортивными бальными танцами, заниматься ли поисками партнёра и кого выбрать в партнёры, сможет сделать свой выбор. И если она решиться в последствии на поиски партнёра и продолжение спортивной танцевальной карьеры, то это будет уже её собственное решение, за которое она будет готова нести ответственность. 

Как сложилась дальнейшая судьба этой девочки, я не знаю. Однако результатом нашего с матерью разговора стало её желание и готовность изменить стиль общения с дочерью.

Данный случай интересен и показателен ещё и тем, что напоминает нам о том, что ребёнок, занимающийся спортивными бальными танцами, развивается не только профессионально, но и как личность, становится взрослее с течением времени, проживает свои возрастные и личностные кризисы, является частью семейной системы со сложившимися в ней отношениями, и всё это в комплексе влияет на его профессиональную деятельность. И что одна из главных задач, которая должна быть решена в семье на этапе взросления ребёнка – это вопрос сепарации (отделения) ребёнка от родительской семьи и создание в последствии собственной. И что одной из основныхродительских задач является обучение ребёнка быть ответственным, совершать выборы и нести за нихответственность. А этому возможно научиться только при условии наличия некоторой свободы. 

Статья 3

В этой небольшой по своему объёму статье я буду говорить о том, как танцорам справляться с возникающей тревогой непосредственно перед выходом на паркет. 

Существует некоторое представление о том, что тревога - это сдержанное возбуждение. Т.е. мы начинаем ощущать тревогу в момент, когда задерживаем, блокируем собственное возбуждение, нарастающую энергию для осуществления некоторого действия. Например, мы можем не осознавать, но сдерживаем собственное дыхание. И если в момент волнующего предвкушения ходить взад-вперёд, как многие и делают, а ещё лучше сделать некоторые разминочные упражнения - то это именно то, что нам необходимо. Ещё лучше - начать дышать. Только не старайтесь вдыхать как можно больше, у вас это и не получится в тот момент, а постарайтесь ВЫДОХНУТЬ как можно больше, и тогда непроизвольный вдох последует сам собой.

Существует также некоторое представление о том, что тревога возникает в момент, когда вы мысленно "улетаете" в будущее, из "здесь-и-сейчас" в "там-и-тогда" ("а вдруг я ошибусь", "а вдруг я забуду композицию", "как меня оценят судьи" и т.п. мысли). Постарайтесь этого не делать. Заметьте себя и партнёра/партнёршу в настоящем моменте, улыбнитесь друг другу. Ведь в данный момент, в данную секунду, перед выходом на паркет, вам ничего не угрожает. Потратьте это время на то, чтобы как можно лучше настроиться друг на друга, а не пребывать в состоянии тревожного ожидания.

На турнирах ваше внимание может рассеиваться. Вы начинаете замечать ваших конкурентов, сравнивать себя с ними, и если в вашем представлении они лучше вас, то вы заранее не то, чтобы проиграли, но заранее получили порцию негативных эмоций. Постарайтесь в этот момент сконцентрировать ваше внимание на себе (даже не на партнёре/партнёрше, что сродни вниманию к конкурентам в данном контексте), на своём внутреннем мире, почувствуйте своё тело, ощутите себя целостным. Постарайтесь почувствовать себя «достаточно хорошим» для того, чтобы выступать на турнире перед судьями и зрителями. Возможно, для этого вам понадобиться на некоторое время переместиться в спокойное место, закрыть глаза, применить элементы аутотренинга.

Что касается зажимов и блоков мышц, дающих о себе знать в стрессовой ситуации, то на этот счёт есть одно упражнение: чтобы расслабить необходимую мышцу, прежде напрягите её до предела (до трёх вдохов), последующее расслабление в лучшем случае наступит, в худшем - гарантированы небольшие телесные изменения, что тоже хорошо.

С уважением 
Анжелика Лештанова.
Психолог, гештальт-терапевт, оргконсультант